В прошлом году в России отмечали 140-летие высшего технического образования. Наряду с этим один из вузов-"старейшин", готовящий инженеров для страны с 1830 года, – МГТУ Н. Э. Баумана отметил и свой внутренний юбилей – 70-летие факультета машиностроения.
Об этих двух небезразличных для индустриального будущего России датах много говорили на Всероссийской конференции "Будущее машиностроения России", из года в год собирающей на научный форум будущие кадры для инновационного развития России. Конференция прошла в легендарной "Бауманке" в конце 2008 года и впервые за десять лет своего существования – под эгидой Союза машиностроителей России.
В свое время техническое образование в стенах "Бауманки" получили лучшие инженерные умы и "столпы" отечественного оборонного машиностроения и ракетостроения. Этот вуз стал "альма матер" для легендарных людей, создававших отечественные бренды, – для Туполева, Сухого, Мясищева, Королева. Здесь учился и Константин Колесников, в 2008 году вошедший в число ста лучших инженеров мира.
Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров поблагодарил председателя Союза машиностроителей России Сергея Чемезова за внимание к конференции, к проблемам научно-исследовательского сообщества технической молодежи страны, за практический вклад в возрождение престижа отрасли машиностроения и профессии инженера в масштабах всего государства.
"Конференция в нашем университете стоит в первом ряду среди мероприятий, проводимых Союзом машиностроителей России в рамках программы по возрождению отечественного машиностроения как отрасли в целом", – сказал ректор МГТУ им. Баумана. Он также отметил, что в сфере ответственности профессорско-преподавательского состава технических вузов России – эффективность и успехи инновационного периода развития страны, потому что именно на плечи нынешних студентов лягут задачи по организации эффективного производства высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Смелого пуля боится, смелого штык не берет!
Союз машиностроителей России и Министерство промышленности и торговли в своей совместной деятельности четко ориентированы на курс, который Президент России Дмитрий Медведев определил в своем выступлении в ноябре 2008 года: "Инновации – это и есть наше лучшее антикризисное средство".
Поскольку экономика России все глубже интегрируется в мировую, нельзя недооценивать значение и опасность системного кризиса. Политика "шапкозакидательства" здесь будет не более эффективной, чем заведомо проигрышная "страусиная". Поэтому Союз машиностроителей России при помощи информационной и консультационной помощи отечественным предприятиям машиностроительной отрасли, а также рука об руку с крупнейшими техническими вузами предпочитает смело смотреть в лицо сложившейся ситуации, а не прятать голову в песок, страшась отвечать на вызовы экономического кризиса.
Союз машиностроителей России четко определяет для предприятий, в него входящих, курс на ближайшие годы. В первую очередь необходимо принять меры к сохранению тенденции к лучшему в тех отраслях, где это уже достигнуто, а также минимизировать возможный ущерб промышленности.
Второе "больное место" отечественного машиностроения – кадры. В Министерстве промышленности и торговли отмечают острый дефицит кадров в первую очередь в знаковой для страны отрасли – в оборонном машиностроении. Чтобы "сказку сделать былью", нужны молодые кадры: ученые, конструкторы, инженеры. Увы, средний возраст инженерного состава крупных отечественных предприятий – 50 лет. Это плохо. Это значит, что у машиностроения России нет будущего. Таким образом, актуальность проблемы очень высока, и промедление при ее решении смерти подобно.
Вести настоящую "охоту за головами" призывает и заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. За создание и поддержание в рабочем состоянии мотивационно-стимулирующей программы для выпускников технических вузов и системы "ВУЗ – производство" высказывается и Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. На госуровне на данный момент эта проблема осознана, ее решение взято под контроль лично Президентом и Правительством. В 2009–2010 годах будет принят ряд нормативных актов, оговаривающих и закрепляющих привлекательные условия для вузов, готовящих кадры для оборонно-промышленного комплекса России. Принята программа переподготовки руководящих кадров для этой отрасли: в 2009–2011 годах планируется обучить более 2 000 человек.
В основных промышленных центрах России создана и будет развиваться сеть учебно-инженерных центров. Например, в октябре 2008 года подобное учебное заведение было открыто в Перми. Чебоксарам, которые являются "родиной" отечественного тракторостроения, тоже есть чем похвастаться. Их вклад в возрождение престижа производства и инженерных профессий – памятник "Машиностроителю России", где по уже сложившейся традиции проходит вручение дипломов выпускникам технических вузов региона.
Прекрасно ли далёко оборонного машиностроения?
Один из факультетов "Бауманки" уже несколько десятилетий готовит инженеров для оборонной промышленности. В машиностроении, как и в любой другой отрасли производства, от высококвалифицированных специалистов зависит научный потенциал развития. На сегодняшний день в нашей стране наблюдается их острый дефицит. Такие кадры готовят на факультете "Специальное машиностроение" научно-учебного комплекса с аналогичным названием в МГТУ им. Баумана.
В октябре прошлого года Дмитрий Медведев потребовал от правительства обеспечить должный уровень поддержки оборонной промышленности в условиях мирового финансового кризиса. "Оборонная промышленность – это то, что мы не имеем права потерять. По вопросу поддержки оборонной промышленности докладывайте мне лично", – заявил он на совещании по экономическим вопросам, обращаясь к вице-премьеру Правительства, министру финансов Алексею Кудрину.
О перспективах и проблемах подготовки управленческих и инженерных кадров для оборонной и космической отраслей корреспондент журнала "Управление производством" беседовал с Валентином Викторовичем Зеленцовым, руководителем Научно-учебного комплекса "Специальное машиностроение" (НУК СМ).
- Валентин Викторович, 19 ноября 2008 года возглавляемому Вами факультету исполнилось 70 лет. Как сегодняшний день факультета отличается от его прошлого?
- Факультет "Специальное машиностроение" – один из ключевых факультетов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Его история началась весной 1938 года, когда в университете были организованы факультеты боеприпасов, танковый и артиллерийский. Первые же приемные экзамены показали, что на оборонные факультеты идет учиться передовая, наиболее подготовленная молодежь, больше половины которой – отличники средней школы.
Уже через 10 лет к новым факультетам присоединился ракетный, созданный по инициативе самого Сергея Королева, который, кстати, сам преподавал студентам. Впоследствии на основе всех вышеперечисленных факультетов был создан единый факультет "Специальное машиностроение". Сейчас он состоит из 13 кафедр, ведущих подготовку специалистов в области космической и оборонной отраслей. Сложившийся за годы работы коллектив преподавателей включает в себя 60 штатных профессоров и 130 доцентов, а также около 30 докторов и 80 кандидатов наук.
Когда-то название факультета было оправдано "режимными" соображениями. Отсюда и несколько пространное определение – "Специальное машиностроение". По сути, это факультет вооружения и ракетной техники, где мы готовим настоящих профессионалов. На протяжении всей своей истории факультет был и остается кузницей кадров оборонной и космической отраслей, колыбелью инженерных талантов России. Генеральные директора крупных отечественных предприятий, главные конструкторы, ведущие специалисты закончили именно этот вуз. На всех предприятиях ВПК России работают наши выпускники.
- Сегодня много разговоров ведется об интеграции болонских стандартов в наше образование. Как Вы считаете, как такое нововведение отразится на подготовке студентов?
- В корне неправильно безоговорочно отвергать болонские стандарты. Возможно, они годятся для гуманитарного образования. В системе инженерного образования мы имеем исторически сложившуюся русскую инженерную школу, которая за десятилетия доказала свои достоинства. Еще в 90-е годы к нам в Россию приезжали американцы, чтобы перенять наш опыт подготовки инженерных кадров и внедрить у себя. Значит, мы у себя делали и делаем все правильно, а все равно продолжаем смотреть на Запад!
В инженерном образовании нельзя вводить болонскую систему вопреки здравому смыслу, так как можно загубить то хорошее, что создавалось годами. Поэтому вполне допустимо по инженерным специальностям иметь одновременно двухуровневую подготовку (бакалавр-магистр) и многоуровневую (специалист, а лучше – инженер). Выбор должны делать работодатели и студенты.
Справедливости ради надо сказать, за границей есть чему поучиться. Например, в ведущих компаниях есть мощные образовательные центры, которые "затачивают" бывших студентов под собственное производство. На таких предприятиях значительные суммы тратятся на обучение персонала. К сожалению, многие наши предприятия не уделяют должного внимания системе подготовки и переподготовки кадров для производства. При данном подходе может настать такое время, когда на предприятиях некому будет работать. В 90-х годах, во времена смены в стране политико-экономического строя, мы не успели подготовиться к сложившейся ситуации. Сегодня люди, работающие не в сфере производства, получают заработную плату в разы выше, и ситуация только усугубляется.
Судите сами. У нас свободное трудоустройство, и молодые люди с высшим техническим образованием, бывшие студенты, попадая на рынок труда, просто не хотят идти работать инженером с зарплатой 15 000 рублей, которые ему предлагает работодатель по специальности. Поэтому многие наши выпускники пополняют непрофильные отрасли экономики, где оклады в три раза выше. Конечно, остаются фанаты своего дела, но их единицы. На производстве нет молодой смены, которая могла бы перенять опыт и знания старшего поколения, – налицо разрыв поколений, что приводит к кадровому голоду промышленности.
Многие работники в сфере машиностроения уже пенсионного возраста. Люди среднего возраста ушли во времена перестройки, когда трудиться инженером было невыгодно, и молодые специалисты не шли работать на производство. В последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону. Но ведь для того чтобы стать настоящим инженером, необходимо получить не только теоретические знания, но и опыт, который обычно передавался через мастера, наставника на производстве, к его ученикам. Сейчас преемственность поколений нарушена.
- А в чем же причины таких проблем?
- Устоявшаяся тенденция, которую мы долго не могли переломить, заключается в том, что купить технику на Западе проще и выгоднее, чем разрабатывать и внедрять ее у себя. Многих сил стоило ослабить эти убеждения в вышестоящих структурах.
Сейчас мы многое делаем лучше, чем западные производители. Дело здесь вот в чем: когда мы разрабатываем определенную машину, то конструируем и создаем ее специально под потребности заказчика. Мы находимся в постоянном контакте с заказчиком, поэтому все возникающие вопросы и конструкторские решения согласовываем и обсуждаем в кратчайшие сроки, да и обслуживание самих машин упрощено: запчасти не нужно привозить и монтировать втридорога. Цена, соответственно, ниже. Так, роботов для разминирования мы разработали и изготовили на Ковровском заводе. А это более 140 машин, которые сегодня работают от Камчатки до западных границ России. Работа выдвинута на премию Правительства РФ в области науки и техники.
Чтобы промышленность работала и приносила доходы, ее нужно стимулировать заказами, без денег никто работать не будет. Вот, например, у Нижнетагильского завода мощностей хватает в год выпускать несколько сотен танков, а из нашего бюджета Гособоронзаказа выделено всего на несколько десятков единиц боевой техники, и заводу приходится работать на экспорт. Хотя и это еще не самый худший вариант.
Цеха некоторых предприятий вообще законсервированы или перепрофилированы. Возможно, что России на сегодняшнем этапе не требуется столько вооружения, сколько могут выпустить все заводы, построенные в годы "холодной" войны. Но считаю, что прекращать исследования в этой области было бы неправильно. Ведь тогда теряется уникальный научный опыт, восстановить который будет еще дороже. И времени займет больше. А в условиях обостряющейся борьбы за природные ресурсы и возросших международных конфликтов любой стране порох следовало бы держать сухим.
- Расскажите, пожалуйста, о современных разработках Вашего научно-учебного комплекса.
- Одним из самых востребованных и успешных сейчас является робототехническое направление. Толчок ему дала авария на Чернобыльской АЭС. Положение было безвыходное: или люди своими руками должны устранять последствия аварии, или эту опасную миссию можно возложить на машины. Мы знаем, что никакие средства защиты не могут в должной степени защитить человека от проникающей радиации. И тогда в дело вступили разработанные нами роботы, которые справились с задачами. После первого успеха оказалось, что подобные машины нужны и в других областях.
Возможно, в скором времени мы начнем осваивать и дно мирового океана, ведь там находится большое количество полезных ископаемых, пока это только проекты, но уже сегодня мы активно разрабатываем новое направление – подводную робототехнику.
Еще одна новинка: Научно-учебным комплексом "Специальное машиностроение" был разработан транспортный автомобиль специального назначения – бронетранспортер для войск. Машина сделана на базе КамАЗа, что позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы.
Серьезные работы ведутся по разработке раскрывающихся космических конструкций – антенн. А это большие перспективы для спутниковой связи. На орбите Земли находится недостаточное количество наших спутников для создания устойчивой связи. Поэтому для увеличения зоны покрытия спутниковой связи нашими специалистами совместно с ОКБ МЭИ были разработаны и усовершенствованы раскрывающиеся конструкции. Спутник доставляет на орбиту антенны в сложенном виде, а уже в космосе по команде они раскрываются и принимают необходимую форму.
- Известно, что поступить на факультет специального машиностроения "Бауманки" сложно: большой конкурс. Не менее сложно и закончить этот факультет. Но многие абитуриенты стремятся попасть именно сюда. Почему?
- Да, у нас сложно учиться. Мы готовим высококвалифицированных специалистов за бюджетные деньги, объем которых составляет примерно 6 000 долларов в год на одного студента. В МГТУ в первую очередь мы приучаем ребят упорно трудиться.
В первые два года нагружаем студента фундаментальными науками – физикой и математикой, которые позволяют расширить кругозор и учат решать сложные задачи. С третьего курса студенты делают и защищают курсовые проекты, а для того чтобы узнать производство, студенты проходят производственную практику. При этом ребята еще успевают и подрабатывать. Пройдя такую школу жизни в университете, они быстро адаптируются в любом коллективе на предприятии.
За весь срок обучения отчисляется до 30 процентов от поступивших. Учиться действительно нелегко. Но в результате именно воспитанники "Бауманки" запускали и запускают искусственные спутники Земли, выводят на орбиты космические корабли и сами летают в космос. И если студенты проходят эти испытания, то с ними эволюционирует и вся техническая наука.
Западные компании борются за своих выпускников, заманивая социальными пакетами и заработной платой. Я не считаю, что нужно вернуться к принудительному распределению выпускников. Но вот для оборонной промышленности можно этот опыт восстановить, обеспечивая при этом людям достойный заработок. Те, кто не захотят работать по специальности, должны будут компенсировать государству затраченные на их обучение средства. И это будет справедливо.
У нас есть предприятия, которые имеют возможность отправлять учиться в учебные заведения за свой счет, но законодательство РФ никак не защищает заботливого нанимателя. Например, если студент решит прервать образование, скажем, на третьем курсе, то он просто заберет документы, и все. Предприятие будет с ним судиться, но в итоге не получит ничего. Такие случаи должны быть исключены на законодательном уровне. Возможно, что это сократит число желающих обучаться, но зачем учить того, кому эти знания фактически не нужны?
- Как Вы видите развитие отечественного машиностроения и использования результатов космической деятельности на современном этапе?
- Государство должно "за уши" вытянуть машиностроение из кризиса. Уж если мы хотим инновационную экономику, то без этой отрасли нам не обойтись, а проблем здесь хватает. Вопрос использования результатов космической деятельности для экономики страны сейчас очень актуален. Этот вопрос рассматривался и на заседании Госсовета страны. Мы запускаем ракеты, спутники, а какой результат для экономики?
Современная история знает другие примеры: например, когда американцы слетали на Луну, то большое количество наработок пошло на решение задач в разных областях промышленности и экономики США.
Сейчас применение "космических" наработок может быть использовано при решении разных задач в области управления, в приборостроительных и машиностроительных комплексах, при использовании новых материалов. Появились большие возможности из космоса решать "земные" задачи: это организация работы навигационных систем за счет снимков, сделанных из космоса. Можно создавать точные карты и планы, из космоса можно делать дистанционное зондирование земли и определять созревание хлебных и других культур.
С помощью спутников можно определять, какие удобрения необходимо вносить в то или другое поле, заранее предупреждать лесные пожары, определять рыбные косяки в море и направлять в это место рыболовецкие суда. Все эти достижения космической отрасли надо грамотно использовать.
Мало создать технику, надо всем этим комплексом грамотно управлять. Управлять не только производством, которое создает эту технику, а смотреть шире, создавать структуры, которые решали бы управленческие задачи на государственном уровне. Для этого верхнее управленческое звено страны должно знать, как этими достижениями пользоваться. И сейчас поставлена задача – выпускать менеджеров по использованию космических технологий, людей с экономическим образованием, которые обладали бы хорошей подготовкой в области управления и были бы знакомы с технологиями, которые позволяют реализовывать самые разнообразные проекты.
Не так давно мы проводили совещание на эту тему, и представитель Ярославской области заинтересовался такими возможностями. Например, для того чтобы продавать земельные участки, надо знать их четкие границы, а топографические карты, сделанные на основе снимков из космоса, позволяют четко их провести.
- От вопросов управления промышленным производством и подготовки кадров мы перешли к вопросу управления не просто производством, а к созданию целых систем, которые позволяют управлять социальными процессами в масштабах страны. Как это осуществить?
- Для решения такого рода управленческих задач в каждом субъекте Федерации при губернаторе должен быть назначен ответственный человек, организована соответствующая служба со специалистами, выделены бюджетные средства, и только тогда пойдет работа. И так в любой отрасли: если есть человек, который отвечает за то или иное направление, выделены средства, то работа пойдет, если нет – то и работы не будет. К сожалению, имеется не так много субъектов Федерации, где используют возможности космических технологий.
Инновации и люди, обладающие потенциалом для их создания, внедрения и развития, не появляются сами по себе на пустом месте: пустыри быстро зарастают только сорняками, а хорошо плодоносящие деревья надо любовно выращивать десятилетиями.
Итак, прекрасно ли далёко у отечественного машиностроения?
Во многом это зависит от тех, кто готовит инженеров в вузах, и от талантов их воспитанников. И, конечно, от осознания государством своей роли в поддержке этой отрасли – стратегической для страны, с более чем 140-летними традициями блестящего инженерного образования.
|